НАША КАША
Не было на Руси еды питательнее и вкуснее, чем каша. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Каша — главная после материнского молока еда, к которой привыкал младенец. Повивальная бабка, приглашенная на крестины, приносила с собой два горшка. В одном была «бабьина каша» — вкусная, пышная. В другом — каша пригорелая или пересоленая, которой угощался отец ребенка, дабы он испытал, как тяжко было во время родов его супруге. На свадьбах молодых осыпали зерном. На тризнах в память ушедших из жизни варили поминальную кутью. Крепкий, сплоченный род характеризовался поговоркой: «Густая каша семьи не разгонит». А вот ежели события принимали нешуточный оборот, всем ясно: «Ну и каша заварилась!»
С древних пор горшок для варки каши у славян орнаментовался волнистой линией, символизировавшей необходимый уровень семейных запасов. В течение года они могли колебаться, но ниже такой нормы (сегодня мы сказали бы «прожиточного минимума», а ведь и в этом слове корень «жито») опускаться не должны были. В былинах и сказаниях славян каша — непременный атрибут пиров, символ богатства и благополучия. Кстати, в Древней Руси свадебный пир так и именовали — «каша». И если род невесты был по происхождению и положению выше, чем у жениха, варили кашу в доме отца невесты, а уж потчевали каждого — без роду, без племени (причем такой же обычай существовал и на поминках). Специальная крестильная каша готовилась и на крестины. На поминках были обязательны кутья и блины.
Древняя Русь знала четыре основных злака — пшеницу, ячмень, рожь и просо. Причем именно то самое, мало популярное ныне, вареное просо было самой распространенной пищей древних славян.
В зимнее время, когда охота шла особенно плохо, каша становилась основным блюдом. Именно она, спасавшая от голода и холода (горячей кашей грелись, лечили простудные заболевания), стала почитаемой и даже священной. Когда два племени враждовали, а потом решали примириться, вожди вместе варили кашу и ели ее из одного горшка. Если же договор о согласии по каким-то причинам не заключался, о главе противной стороны говорили: «С ним кашу не сваришь!» Отсюда и пошло это меткое выражение, потянув за собой такие сочетания, как «Мало ваши ел!», то есть не дорос еще, годками не вышел, и «однокашник» — человек, с которым ты провел вместе много времени и хлебал кашу из одного котелка (имеются в виду, как правило, годы учебы).
В XI веке арабский путешественник Ибн-Фатлан отметил особый обычай русичей. Если лидеры двух враждовавших племен стремятся заключить перемирие, каждый из них приносил по горстке крупы. Варится общая каша и мир считался заключенным лишь тогда, когда вожди отведали кашу из одного горшка на глазах представителей обоих племен.
Точно так же брачный союз между женихом и невестой становился действительным лишь после того, как они совместно варили кашу. Выше уже упоминалось, что в ритуале существовала своя особенность: каша готовилась у того, кто считался знатнее. А это обстоятельство вызывало массу споров и претензий. Так сваты Александра Невского в 1239 г. не смогли прийти к согласию, в чьем доме варить кашу. И процедуру пришлось повторять дважды: сначала в доме невесты, в Торопце, а затем в Новгороде — в тереме князя. Между тем сваты Дмитрия Донского нашли иной, более дипломатичный вариант. После того как жених отказался ехать варить кашу в Нижний Новгород, в дом будущего тестя, молодые встретились на середине пути между Москвой и Нижним. Поэтому Коломна (а именно там варилась свадебная каша) неожиданно стала местом заключения брака одного из величайших людей России.
Одной из замечательных черт мастерового братства становился общий или артельный котел. В русской артели рождалась особая атмосфера —не примитивного равноправия, но равных возможностей самопроявления и, соответственно, получения оплаты реального вклада в общее дело. Но речь в данном случае идет не о том общем котле, куда шел общий доход, а о котле в обычном, бытовом смысле.
«Артельная кашица гуще живет». В этой пословице — особый нравственный смысл. Каша варилась на всех разом, и артель либо отвергала кашевара, либо принимала его стряпню. Капризы кого-либо из сообщества пресекались мгновенно. Артельное единство часто проверялось по тому, как мужички, рассевшись вокруг котла, хлебают кашу деревянными ложками. Поначалу староста основательно перемешивает кашу, чтобы жир не скапливался поверху. Запускают ложку по очереди — по кругу. Черпанул вне очереди — на первый раз получишь ложкой в лоб. Опустил пониже, где погуще, а то и мясо осело — тут же следует укоризненный взор артельщиков. Нарушил эти неписаные правила трижды — каким бы ты справным работником ни был — вылетай из артели. Общее дело — общая еда.
Кстати, ежели ты насытился раньше других — также плохо. Это показатель того, что перехватил что-то на стороне, побрезговал общей пищей. А ежели есть в котомке шмат сала или бутылка молока — режь по ломтику, разлей хоть по полчашки — но на всех! Недаром еще одним разговорным определением артели было слово «семья». «В семье и каша гуще» — это сказано не только о родных по крови…
© Павел Романов, печатается с разрешения дочери