Главная События Календарь Святки с 7 по 19 января

Святки с 7 по 19 января

Святки

Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему ми­ру, чтобы всем было весело колядовать и славить Хри­ста.
Н. Гоголь.

Святки отмечают в течение двух недель между дву­мя христианскими праздниками — Рождеством и Богояв­лением, с 7 января по 19 января (с 25 декабря по 6 января по старому стилю).

«Святки» — святить двенадцать дней после Рождества Христова церковь начала с древних времен. Дни эти были праздничными. Завершился длительный Рождественский пост, сняты все ограничения в пище, в веселье. Молодежь в эти дни и вечера устраивала игрища, пляски на улицах, гадания, уцелевшие от языческих времен. Церковь смотрела на святочные забавы сквозь пальцы.

Настали святки! То-то Радость!
А.Пушкин

Святки — святые дни, зимние праздники, начинались с Рождества, в это время чествовали Коляду, сопровождались гуляния веселыми играми, ряжением, пением колядок, гаданиями. Отмечали святки шумно, раздольно, создавалась неповторимая атмосфера святочного веселья. Празднование на святках представляло собой смешение языческих и христианских обрядов, так как хри­стианские праздники совпали по времени с древними языческими обрядами, отмечавшими зимний солнцеворот. Основным содержанием этих обрядов было общение с миром мертвых, от которых зависело благополучие живых. Святки праздновались всеми, но в основном это праздник молодежи. Для потешных и забавных игр ряженых парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. Рядились как кому хотелось и в масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяину пришли Божьи посланники и другие, плясали, поздравляли хозяев.

святки

Основным содержанием этих обрядов было общение с миром мертвых, от которых зависело благополучие живых.

Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку.
А дай, Бог, тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста:
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством
И воздай вам, Господи,
Еще лучше того!

Основная цель колядования — пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. У русских колядки, как правило, предназначались всей семье в целом. Каждая хозяйка в свою очередь щедро одаривала гостей, угощая выпеченными из теста фигурками птиц и зверей, конфетами и другими сладостями, проявляя к гостям милосердие.

Среди ряженых были традиционные персонажи: ба­рыня, горничная, цыган, цыганка, нищий, различные зве­роподобные маски, Баба-Яга, черт, смерть с косой и др. Человек под маской на время праздничных обходов как бы выводился за рамки обычных норм поведения. Во многих местах водили «козу» в сопровождении «деда», «цыгана», «барыни» и иных персонажей. «Коза» сначала умирала, а потом вновь оживала, и все кончалось общим весельем. Водили также «коня», «медведя», «журавля». Аксессуарами святочных празднеств были сноп, свя­занный с месяцем жатвы — августом, соломенная кук­ла— март или июнь, маски тура — январь или апрель, коня — апрель или июнь, медведя — март. Все, кто «рядился» в маски, должен был потом искупаться в проруби, чтобы смыть с себя грех.

На святках христианский мир как бы терял свою устойчивую структуру, всемогущий Бог становился «беспомощным младенцем», небо сливалось с землею, мерт­вые приходили в гости к живым, будущее прикрывалось, а чудеса становились явью. В ночь под Рождество воды в реках и источниках приходили в движение и при этом претворялись в вино, животные говорили друг с дру­гом человеческими голосами. Поскольку святки, по на­родному поверью, — время особого разгула нечистой си­лы, то ставили мелом кресты на окнах и дверях, чтобы не вошла в жилище нечистая сила или вообще недобрый человек. В святках проводились веселые зимние гулянья, на улицах жгли костры, которые, по поверью, должны были прибавить тепла и света, устраивали санные выезды на лошадях, различные забавы, катание на санях.

СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
В. Жуковский баллада «Светлана»

Любимым и непременным атрибутом святок были гадания: люди стремились заглянуть в будущее, узнать, какая судьба ожидает их, сбудутся ли желания. Особенно волновались девушки-невесты о замужестве в новом году: каков будет суженый, какое житье-бытье их ожидает.

Сняв башмачок или валенок, кидали за ворота. Если он падал носком к воротам — значит, еще рано выходить замуж, а если в другую сторону, то оттуда жди жениха.

Гадали на воске: сначала его растопят, а потом выльют в сосуд с водой, если увидят колечко — к замужеству, а развалины — к худу.

Смотрели на небо, в какой стороне звезда упадет, там и твой ряженый-суженый.

У прохожего имя спрашивали, как прохожего зовут так и звать будущего жениха.

Ходили слушать под окна чужих домов и, внимая разговору, веселому или скучному, предрекали себе такую же жизнь в замужестве.

СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯА каков будет суженый-ряженый? Для этого бросали ночью пригоршнями снег: если он падал быстро и слышно, то муж будет молодым, если упадет тихо и неплотно — быть за старым или глухим.

Ходили в темноте в дровяной сарай, брали полено из поленницы и потом в покоях смотрели: если оно гладкое, то муж будет хорошим, а суковатое, особенно если с трещинами, то он будет дурной и сердитый.

Снимали с насеста кур и приносили в горницу, где заранее было приготовлено в трех местах: вода, хлеб, кольца: золотые, серебряные, медные. Если курица бу­дет пить воду, то муж будет пьяницей, если есть хлеб, то муж будет бедняк, если возьмет кольцо золотое — будет богач, серебряное — муж ни богат, ни беден, медное — нищий.

Хозяева пытались разведать, каковы будут весна и лето, сулят ли они урожай, благополучие.

В рождест­венский вечер шли на гумно, вынимали зубами из стожка соломинку. Попала с колоском — будет урожай, пустой— опасайся недорода.

Мяли кусок бумаги и сжигали его на тарелке, загадывая желание, что показывала тень на стене от сожженной бумаги, то и рисовала фантазия.

В полночь между двумя зеркалами ставили две свечи и смотрели в зеркало, что почудится, то и сбудется.

Наводили зеркало на лупу, чтобы много увидеть.

Ждали вещего сна, а чтобы он сбылся, клали хлеб и ножницы под подушку.

Также примечали погоду в каждый день (12 дней) святок. Погода в первый день святок давала основание предполагать, какой она будет в январе, во второй день — в феврале и так далее.

Или луковицу разрезали на двенадцать долек (как двенадцать месяцев). Дольки посыпали солью и оставляли на ночь. Утром смотрели, на какой дольке соль намокла, а где осталась сухой. Этим месяцам и предстояло быть сырыми и сухими.

Святочные гадания совершались во все дни святок, но наиболее значимыми, важными считались гадания накануне Рождества, Нового года (по старому стилю) и в особенности Крещения.

Период новогодних празднеств (а Новый год раньше проходил во время святок) включал и другие обычаи, среди которых большое место занимали вечеринки молодежи, посиделки, различные игрища. Все сопро­вождалось песнями, плясками, ряжением, ибо «Всякая душа празднику рада», тем более «В день свят суеты спят», или «День свят, и дела наши спят», кроме того «Лето для старания, а зима — для гуляния». Умел русский народ повеселиться!

Другие интересные истории

Январь

0 114
Новый год

0 82

Без комментариев (пока)

Оставить комментарий